• 21 ноября, среда
  • Москва, г. Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1, ст. м. «Автозаводская», Лекторий Культурного центра ЗИЛ

«Духовное брашно» и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси

Открытые лектории ВШЭ
Послезавтра
21 ноября, начало в 19:30
Москва
г. Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1, ст. м. «Автозаводская», Лекторий Культурного центра ЗИЛ

21 ноября состоится первая лекция цикла «Молчаливые века: о некоторых табу в Средневековье» на тему «“Духовное брашно” и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси» в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Еда в средневековой Руси, как и ряд других сфер жизни человека, во многом определялась церковью. Ритм года задавало чередование постных и скоромных дней, длительных постов и больших праздников. Существовавшие пищевые запреты были связаны не только с постами, но и с представлениями церкви о (не)чистоте тех или иных продуктов питания, таких как мясо белки или бобра. Сакральное в еде находило место прежде всего в метафоре литургии, в превращении хлеба и вина в плоть и кровь Христа.

В XVII веке широкое распространение получила метафора «вкушения книги», традиционно обозначавшая некоторый духовный текст, предназначенный в «употребление» праведному христианину. Наконец, еда подчеркивала статусность своего потребителя: царские пиры и «патриаршие» столы обставлялись пышно и богато, со многими переменами блюд и напитков. Царские пожалования близким придворным и церковным иерархам производились не только деньгами, но и едой: осетрами и «рыбкой Семгой», «узорчатыми сахарами» и «конфектами». Слону в царском зверинце также полагался особый продовольственный рацион, напрямую связанный с «царским» и «заморским» статусом животного.

В лекции мы попытаемся ответить на ряд вопросов о том, какое место занимала еда в жизни русского средневекового человека, монаха и патриарха, боярина и царя. Почему нельзя было есть бобра и бобров хвост? Кто и по каким случаям ел лебедя? Как развивалась и реализовывалась идея «пищи духовной»?

ЛекторАнастасия Преображенская, преподаватель Лаборатории лингвосемиотических исследований Школы филологии НИУ ВШЭ.

Приглашаются все желающие. 

Вход свободный, но количество мест ограничено. Просьба пройти электронную регистрацию. 

Партнеры

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше