Лекция: «"Я у мозга дурачок" - проблема популяризации нейронаук»

Открытый лекторий Вышки — это научный взгляд на темы, которые обсуждаются в городе. Без заумств, с картинками, мемами и понятными формулировками. Летом мы в Парке Горького.

Другие события 16+

«Мозг творческих людей мешает им зарабатывать», «Как мозг заставляет нас делать глупости» — мы постоянно сталкиваемся с такими заголовками научно-популярных книг и статей по нейробиологии. Но если нейробиолог или журналист пишет про заставляющий и мешающий мозг, то возникает вопрос. Как мозг этого нейробиолога, проводящего эксперименты с людьми, заставляет его готовить текст добровольного согласия для участника (мозг которого заставит его это подписать)? Раз свободы воли нет, то просить добровольное согласие – это нонсенс или хитрость (мозга). И если действительно мозг показывает нам мир с задержкой в 15 сек., как написано в научно-популярной статье, то видит ли этот нейробиолог текст написанного им самим согласия только через 15 сек. – и никак не раньше? В лекции будет дан разбор такого рода описаний и их оснований.

Есть области поведения человека, которые современная нейробиология объясняет достаточно хорошо. Но всё, что касается собственно содержания мышления — например, при создании и решении задач и проблем, при их обсуждении людьми между собой, нейробиология хорошо объяснить не может – и неизвестно, когда сможет. Мы можем воздействовать на мозг химически или электромагнитным полем, видеть происходящее изменение характера принятия решений (это очень интересно!) — но лишь общий характер этого изменения – например, в сторону альтруизма. Содержание изобретения нам не предсказать и не объяснить, используя нейробиологические методы. А ведь именно это содержание зачастую необходимо понять. И запланированная, может быть, кем-то популярная статья «Как мозги братьев Райт заставили их изобретать самолет» (или подобная на современном материале совместной интеллектуальной деятельности) вряд ли прояснит ситуацию.

Каков же выход? Я его не знаю! И это не тот случай, когда верен тезис «критикуешь – предложи». Здесь я отчасти похож на  математика, который может увидеть ошибочный, как ему представляется, ход в чужом доказательстве, но при этом сам решить задачу не берется. Изучение связей мозговых процессов и содержания мышления не проще доказательства теоремы Ферма.

Спикер: Александр Поддьяков — доктор психологических наук, профессор Департамента психологии НИУ ВШЭ.

Лекция проходит в рамках проекта Вышки «Университет, открытый городу».

Поделиться:

822 дня назад
23 августа 2022 19:00–21:00

Москва
Павильон Школа Парка Горького (Музеон)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов