В 651 году Иран входит в состав Халифата, когда, спасаясь от мусульманских армий, умирает Йездигерд III, последний царь из иранской династии Сасанидов. Десятилетие спустя в самом Халифате разгорается гражданская война, разделившее молодую мусульманскую религию: внутри ислама выделяются два отдельных течения – суннитское и шиитское. Наследие Сасанидов не исчезает бесследно.
Ислам укрепляется в Иране, становясь религией подавляющего большинства населения, арабский язык становится языком бюрократии, культуры и науки, но в восточных землях Ирана просыпается интерес к доисламскому прошлому и возникают очаги литературы на местных языках. Так, сообщения и предания об иранских царях доисламской эпохи собирает в Х в. поэт Фирдоуси и излагает в своей эпической поэме «Шах-наме», которой суждено стать главным иранским эпосом.
Эти истории – не просто «преданья старины глубокой», а важнейшие составляющие иранской национальной идентичности. Огромный интерес к древней истории, пробужденный первыми археологическими и лингвистическими исследованиями в Иране в XIX в., порождает в иранском обществе дискуссии о том, как относиться к царям древнего Ирана. Другой мощной объединяющей и одновременно разъединяющей идеей становится шиизм, который укрепляется в Иране с конца XV в.: с одной стороны, современный Иран является главным шиитским государством мира, а с другой – он противопоставлен большинству мусульман мира, исповедующих суннизм. На протяжении последних нескольких столетий эти два пласта иранской идентичности не существуют отдельно: они конкурируют, подкрепляют или обосновывают друг друга, порождая самые причудливые сочетания.
Лектор: Максим Алонцев — старший преподаватель Института классического востока и античности.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.